Чем отличается чтение малышам от чтения детям постарше

Родители по-разному читают книги, даже одни и те же книги, малышам (от 6 месяцев до лет 2-3, в зависимости от проявляемого к чтению интереса) и детям постарше (дошколятам и младшим школьникам). Это вполне логично, ведь уровень восприятия и понимания художественной речи, усидчивость, способность концентрироваться на тексте меняются по мере взросления ребенка. При всем том, что подход к организации детского чтения в каждой семье индивидуальный, можно найти общие принципы, которые соблюдаются, даже если родители специально не обдумывают свой подход к чтению вслух. Поведение и реакция ребенка подскажут, что он хочет и может получить от общения с книгами.

Что делают с книгой родители детей 3-7 лет:

  • Читают весь текст, ничего не пропуская.
  • Дают развернутые комментарии, когда ребенок хочет выяснить значение слова или обсудить что-то из прочитанного. Такое общение — хороший способ разузнать больше об интересах ребенка, о его отношении к прочитанному или событию, произошедшему с ребенком.
  • Делятся  собственными чувствами, вызванными книгой, особенно если сюжет перекликается с происходящим в семье или книга ставит перед читателем универсальные этические проблемы, которые родители обязательно хотят обсудить. Очень важно, чтобы ребенок увидел, что чтение пробуждает чувства и мысли.
  • Читают выразительно, словно разыгрывая перед ребенком моноспектакль, стараясь передать нюансы смысла.
  • Садятся рядом с ребенком, чтобы он смог рассматривать иллюстрации. А если ребенку читают сказочную повесть в несколько глав с небольшим количеством иллюстраций, или вообще без них, ребенку вполне достаточно просто слышать голос мамы или папы.
  • Прочитывают книгу, чаще всего, от корки до корки, за исключением случаев, когда обоим книга не нравится настолько, что сразу хочется начать другую.
  • Доверяют ребенку самостоятельно выбирать книгу для чтения или предлагают несколько на выбор, исходя из своих предпочтений и интересов ребенка.

Что делают родители, когда читают малышам от рождения до 2-3 лет:

  • Совсем не обязательно читают весь текст, а могут сочинять отсебятину.
  • В большинстве случаев начинают «беседовать» с малышом на тему книги, хотя эта беседа может быть очень условно связана с открытой страницей. Такая «беседа» с малышом предполагает, что малыш участвует в ней, т.е. машет ручками или ножками в знак ответа, у него учащается дыхание, он лепечет, или другими доступными способами проявляет свой интерес к книге, выражает радость телесно.
  • Обязательно дают малышу возможность отреагировать на прочитанное, а потом можно проговаривают его реакцию. «Тебе нравится эта книжка, потому что тут есть милый маленький утенок, похожий на твоего?» Такая «беседа» выглядит естественной, а вот сухое чтение текста, когда реакции ребенка остаются без ответа, выглядит неестественно (попробуйте почитать и так, и так — вы увидите разницу; суть в том, что родители обучают малыша искусству общения, окуная его в то же время в постоянный поток слов, что очень полезно для речевого развития).
  • Стараются «ворковать» с малышом, чтобы дать им прочувствовать глубину звучания и ритма родного языка.
  • Усаживаются с малышом так, чтобы он видел и книгу, и лицо мамы или папы  (чаще всего сажают малыша себе на колени).
  • Не всегда прочитывают книгу от начала до конца. Могут даже начать читать вторую, бросив первую на середине (особенно, если маленькому читателю от года до двух, когда малыши начинают активно двигаться и им сложно усидеть на месте).
  • Выбирают книги, основываясь на собственном вкусе и представлениях о том, что интересно в данный момент малышу, а после полутора лет малыши уже сами могут выбирать книги, которые им понравились.

Интересно будет обсудить, какие еще замечены особенности организации чтения детям разного возраста.