Читаем начинающему читателю

Обыкновенная ситуация: ребенок научился читать самостоятельно и семья вздыхает с облегчением. Теперь можно просто давать ему книжки и – пусть читает. Нет, и еще раз нет. Как бы парадоксально это ни прозвучало, но сейчас ваш ребенок особенно нуждается в совместном чтении вслух. Назову три причины:

1. Технику чтения ребенка пока даже сложно назвать таковой. Он пыхтя преодолевает предложение за предложением. Чтение на этом этапе – сложный умственный и механический процесс в одном флаконе. Приобретая навыки чтения, важно не забыть, что оно вообще-то приносит удовольствие. Продолжить читать вслух ребенку – лучший выход.

2.  Сидя рядом с вами, ребенок слушает, смотрит в книгу и пассивно учится читать лучше. Он следит глазами за текстом, который вы произносите вслух, и повторяет его про себя вслед за вами, сам того не замечая. Сначала отдельные слова, потом все бОльшие куски текста. Его читательские способности улучшаются, даже когда, казалось бы, он совсем не «учится читать», а сидит и «ничего не делает».

3.  Начинающий читатель чаще всего выбирает короткие увлекательные книжки-картинки, тогда как взрослые уже читали ему крупные сказочные повести вечеров эдак на десять чтения. Книжки-картинки ребенку по плечу, он с ними может справиться самостоятельно. Но психика ребенка стремится вперед – в зону ближайшего развития. А это как раз то, в чем родители помогают сегодня, чтобы ребенок справился самостоятельно завтра. Сложные для понимания, большие по объему, проблемные по темам книги еще долго будут особенно полезны для чтения под чутким руководством взрослого.

Исследования, посвященные читательской грамотности, подтверждают, что для осваивающих чтение и письмо детей слушать книги столь же приятно, сколь и полезно. Слушать грамотное чтение в процессе обучения настолько важно для детей, что педагоги едины в своем мнении: читать детям индивидуально дома и в детсадовских группах или в школьных классах нужно обязательно. Дети на авторитетном для себя примере видят успешную модель чтения, улучшают навыки понимания художественного текста и расширяют знания о литературных жанрах: художественная литература и познавательная; поэзия и биография; юмористическая проза и фэнтези… Грамотно поданное литературное многообразие помогает детям усвоить существенные особенности письменной речи и структуру текстов различных жанров. А если занятия чтением перетекают во внимательную и доброжелательную беседу-обсуждение, у детей просто не остается вариантов: они неизбежно расширяют кругозор и развивают навыки критического мышления.

Ниже вы найдете рекомендации, подобранные из методических пособий для библиотекарей и педагогов «Читаем детям вслух. Полезные советы» (Reading Aloud to Children: Helpful Hints, 1997). По ним можно работать с детьми в группах, но и индивидуальным заинтересованным родителям-читателям есть на что обратить внимание. Совет, который стоит отметить, – не устраивайте из чтения экзамен. Не совмещайте чтение в удовольствие с обучением. Приведенные советы полезны тем, что пробуждают инициативу ребенка и незаметно обучают его работе с художественным текстом. Аккуратно и ненавязчиво применяя подходящие случаю и ребенку рекомендации, можно деликатно увлечь ребенка литературным анализом для малышей и убедить его, что это была его собственная идея.

Итак:

  • Планируйте время детей так, чтобы у вас всегда находилось 10-15 минут на чтение вслух, на обмен впечатлениями и обсуждение рассказа, стихотворения, сказки или познавательного материала.
  • Выбирайте книги, связанные с интересами слушателей или их свежими впечатлениями. Для только-только осваивающих грамоту детей или еще не уверенных читателей/слушателей подбирайте книги с большим количеством иллюстраций, запоминающимся сюжетом, харизматичными персонажами и выразительным текстом («Там, где живут чудовища», «Элмер»). Смешные книги и книги с предугадываемым текстом («Очень голодная гусеница», «Полтора жирафа», «Если дать мышонку печенье») особенно хорошо подойдут такой аудитории.
  • Загодя просмотрите содержание новой книги, чтобы понять, какие места могут вызвать вопросы и особую реакцию слушателей. Еще лучше будет потренироваться в чтении: так вам будет легче угадать с интонированием, решить, где надо сделать смысловые паузы или паузы для реплик слушателей (чтобы они задали вопросы по ходу сюжета или выразили свои впечатления).
  • Сначала вы, конечно, покажете детям книгу, дадите им хорошенько рассмотреть рисунок на обложке и самим прочесть имя автора и название. Приветствуйте любые догадки или предположения, способные сблизить тему книги с личным опытом детей или с похожей уже знакомой им книгой. Как вариант, можете и сами немного рассказать, почему вы предлагаете почитать именно эту книгу. «Это рассказ про медведя, который очень хотел научиться читать. Ему пришлось потрудиться, как и вам.» Или «В этой книге рисунки мальчика становятся настоящими, оживают. Вам хотелось бы, чтобы ваши рисунки тоже оживали? Узнаем, что из этого может получиться?»
  • Постарайтесь читать выразительно. Разыгрывайте историю в лицах. И не торопитесь! Следите за темпом, не забывайте делать паузы в кульминационных моментах, а при необходимости дайте детям время обдумать услышанное и предположить, что случится дальше.
  •  Поощряйте детей, если они фантазируют на тему «А что дальше», и по мере развития сюжета обсудите, сбылись ли их предположения. Отмечайте авторов не только самых точных вариантов, но и самых оригинальных. Не давайте высказываниям детей оценочных суждений, не опровергайте их идеи, лучше согласитесь, что «и это возможно, но давайте узнаем, как оно было на самом деле».
  • Наблюдайте за детьми: если заметили признаки усталости, или дети начали отвлекаться и терять нить повествования, скорее всего пора менять программу. В этом случае можно взять другую книгу или вообще переключиться на новое занятие.
  • Когда книга дочитана, дайте детям высказаться. Задавайте наводящие вопросы, вопросы без единственного верного ответа, вопросы, на которые нельзя ответить просто «да» или «нет». Что тебе понравилось (или не понравилось) в книге? Что ты думаешь о главном герое? Как тебе понравилась развязка истории? Может быть, сюжет книги напомнил тебе что-то, случившееся с тобой?

  • Поделитесь с детьми собственным впечатлением от книги, на какие фразы или слова вы обратили внимание, что в них вам понравилось. Расскажите, какие приемы автора помогли вам лучше представить себе происходящее с героями. Спросите детей, обратили ли они внимание на какие-то отдельные фразы.
  • Не старайтесь, чтобы каждый раз чтение занимало одинаковое время. Не зажимайте себя во временные рамки. Длинные сказки или повести вполне можно разбить на несколько «сеансов». Для этого только постарайтесь побыстрее организовать следующее чтение и продумайте, на каких местах в книге вы будете делать остановки. Не надо второпях дочитывать книгу и комкать впечатление от нее. Пусть дети увидят, что, читая в удовольствие, можно посмаковать язык книги, обдумать запрятанные в ней идеи и детально рассмотреть украшающие ее иллюстрации.
  • Немаловажный момент – навыки слушателей. Если детям читали мало, им потребуется некоторое время, чтобы пробудился интерес и появилась готовность воспринимать текст на слух. В таких случаях подольше задержитесь на небольших интересных книжках-картинках. Иногда можно разрешить детям заняться параллельно лепкой из пластилина или рисованием, раскрашиванием или вырезанием из бумаги. Еще внимательнее присматривайтесь к сигналам усталости или скуки и, если придется прерывать чтение, не выказывайте недовольства.

Последнее и самое главное напутствие: читайте с удовольствием!

Иллюстрации Квентина Блейка к повести «Матильда» Роальда Даля