Два исследования о том, почему надо читать маленьким детям

Пока у нас все чаще задаются вопросами, а жива ли детская литература, а не надо ли сделать единый государственный список высоконравственных книг, достойных прочтения, и вспоминают былую славу самой читающей страны мира, в нынешней самой читающей стране мира занимаются совсем другими вещами. Например, исследуют, что же происходит в детском мозге, когда близкие ему взрослые садятся рядом и читают интересную книжку или находят средства на бесплатную раздачу миллионов детских книг молодым семьям. Пока наше общество решает, кто, педагоги или психологи, библиотекари или издатели, должны заниматься формированием культуры детского чтения, Американская академия педиатрии утверждает программу, в соответствии с которой вся система медицинского обслуживания детей подключается к популяризации грамотности и чтения, и призывает педиатров проводить соответствующую работу с родителями с момента появления в семье ребенка.

Врачи во время регулярных осмотров маленьких детей, начиная с грудничкового возраста, обязуются информировать родителей о важности семейного чтения. И это работает. Если посмотреть внутреннюю статистику негосударственной организации «Возьми и прочти» (Reach Out and Read), занимающейся популяризацией чтения в сотрудничестве с медицинскими учреждениями, то выяснится, что на 2015 год у них предусмотрены внушительные объемы работы:

Организация имеет представительства в 5600 медицинских учреждений, в этих представительствах планируется раздать 6,8 миллионов книг и проконсультировать по организации домашнего чтения 4,5 миллиона семей (в том числе нуждающихся).

Масштабно, что сказать. И это делает негосударственная некоммерческая организация.

Летом 2015 года в отраслевых журналах были опубликованы результаты двух исследований, обращающихся к детскому чтению. В ходе этих исследований ученые пытались подробнее выяснить, как воспитание в книжной среде и регулярное чтение детям вслух связано с языковым развитием в будущем и успехами в учебе. Всем известно, что чтение маленьким детям ведет к полезным последствиям, но механика этого процесса с большего остается за кадром. Новые исследования проливают чуть больше света на неожиданно сложные взаимосвязи, формирующиеся, когда родители усаживают малыша на колени и открывают книжку с картинками.

В журнале «Педиатрикс» опубликовали информацию об исследовании, проводимом методом функциональной магнитно-резонансной томографии. Изучались процессы в головном мозге детей в возрасте от 3 до 5 лет, возникающие во время чтения им вслух подходящих по возрасту книг. Выяснилось, что в зависимости от того, сколько детям читают дома, в их мозге наблюдалась различная степень активности в ходе исследования. У детей из семей, где по данным исследователей часто читают и хранится большее количество книг, наблюдалась значительно более высокая активность в областях мозга в левом полушарии – в теменно-височно-затылочной ассоциативной зоне, отвечающей за самые сложные психические функции. Эта зона коры головного мозга – «ключевая область, отвечающая за сведение воедино информации от разных органов чувств, связывающая звуковую и зрительную информацию», — говорит ведущий автор исследования доктор Джон Хаттон, научный сотрудник Медицинского центра Детской больницы Цинциннати. Известно, что эта область головного мозга становится активнее у более старших детей, когда они начинают читать самостоятельно, но доктор Хаттон отмечает, что она также активизируется, когда младшим детям читают вслух.

Что особенно удивило в ходе исследования, это то, что у детей, растущих в книжной атмосфере, которым больше и чаще читают вслух, регистрировалась значительно более высокая активность в областях головного мозга, обрабатывающих зрительную информацию и визуальные образы и взаимосвязи, хотя при этом ребенок, находящийся в томографе, только слушал книгу и не мог видеть иллюстрации. «Когда ребенок слушает книгу, он своим мысленным взором видит то, что слышит, — говорит доктор Хаттон. – Например, лягушка перепрыгнула бревно: ребенок вспоминает, как выглядит лягушка, как выглядит бревно, и представляет, как выглядит новая сцена». Разница в степени мозговой активности указывают на то, что у детей, обладающих большим опыом восприятия текста на слух и одновременного рассматривания иллюстраций, активнее развиваются навыки, которые в будущем будут отвечать за ассоциирование слов с умозрительными образами. «Это помогает детям представлять, как что выглядит, и упрощает переход к книгам без иллюстраций, — говорит доктор Хаттон. – Значит позже они станут более уверенными читателями, ведь у них хорошо развита зона мозга, отвечающая за способность видеть происходящее в книге».

Кроме того Доктор Хаттон предполагает, что книгам удается так стимулировать творческие способности детей, как не могут их стимулировать мультфильмы и прочие «развлечения-с-экранов». «Когда мы показываем детям фильм или мультфильм по книге, не профанируем ли мы процесс восприятия? – задается он вопросом. – Разве мы не лишаем детей удовольствия самостоятельного достижения? Им больше нет необходимости представлять историю, ее им подали в готовом виде».

Второе свежеопубликованное исследование обращается к другому аспекту чтения – речевому разнообразию, усваиваемому детьми. Уже хорошо известно, что маленькие дети должны слышать речь живых людей, а не смотреть, как говорят в телевизоре. Но вопрос еще в том, насколько разнообразную речь дети слышат от окружающих их взрослых. Можно посмотреть приведенные выше цифры и взгрустнуть о миллионах раздаваемых бесплатно детских книг, потому что в результатах исследования речевого развития детей, проведенном в Канзасе, США, тоже встречаются данные о миллионах. Ученые утверждают, что дети из бедных семей к возрасту трех лет слышат на миллионы слов меньше, чем их благополучные сверстники. Опять внушительные цифры. Но, оказывается, чтение и здесь способно показать высокие результаты. Чтение детям вслух способно обогатить речевой запас ребенка эффективнее обычного бытового разговора.

В августе 2015 года журнал “Сайколоджикал Сайенс” написал, как группа ученых исследует содержание детских книжек-картинок с точки зрения языка. Они сделали подборку книг на основании учительских рекомендаций, списков бест-селлеров книжного Интернет-гиганта «Амазон» и книг, которые с большой вероятностью будут выбраны родителями для чтения детям на ночь. Сравнивая язык, используемый в книгах, с языком повседневного общения в семьях, ученые пришли к выводу, что книжки-картинки содержат больше «уникальных словоформ». «В книгах встречаются больше разнообразных речевых форм, чем в адресованных ребенку разговорных фразах, — говорит ведущий автор исследования Джессика Монтаг, психолог, младший научный сотрудник Калифорнийского университета в Риверсайде. — Из этого можно сделать вывод, что дети из читающих семей сталкиваются с таким речевым многообразием, которого дети из нечитающих семей, вероятно, лишены». Чтение малолетним детям подходящих по возрасту книг значит, что дети слышат больше слов, и в то же время их мозг практикуется в создании образов, ассоциирующихся с этими словами. 

Упомянутая организация «Возьми и читай» делится еще одной любопытной статистикой. Их собственные наблюдения свидетельствуют о том, что родители-участники их образовательных программ, чаще читая детям, и сами начинают читать больше, что косвенно благоприятно влияет на словарный запас их детей. Это косвенно доказывает, что чтение детям может отозваться неожиданными, но в любом случае полезными последствиями. И хорошо, когда это не общие слова, а доказанные результаты научных исследований.

 

Подготовлено по материалам The New York Times Bedtime Stories for Young Brains