Гарольд и фиолетовый мелок, Крокетт Джонсон

 

В следующем году книга «Гарольд и фиолетовый мелок» Крокетта Джонсона отметить шестидесятилетний юбилей. И она до сих пор не покидает верхние позиции рейтинга самых любимых дошкольниками книг в США, где приключения малыша с мелком в руках уже давно приобрели культовый статус.

История Гарольда начинается с титров: следы каля-маляк малыша сопровождают все четыре страницы выходных данных книги, а потом художник берет паузу и хаотичные линии готовятся начать свое превращение в нечто совсем иное: «Однажды вечером Гарольд подумал-подумал и решил прогуляться под луной».

Рисованный мир Гарольда начинается с дороги и луны над головой: малыш словно проверяет сможет ли его рисунок стать объемным, насколько велик будет нарисованный им мир, насколько длинной может оказаться эта дорога. Его мир выдерживает проверку, дорога все бежит вперед, а Гарольд сам сворачивает с нее и начинает обустраиваться. В его мире появляется лес (но маленький, совсем не страшный, из одного дерева), а в лесу дракон (должен же кто-то охранять его яблоки). Теперь уже нарисованный мир сам испытывает Гарольда. Дракон пугает своего создателя до дрожи, дрожащий мелок вместо ровной линии рисует что-то, напоминающее волны, и вот уже Гарольд окунается с головой в море, которое он не планировал рисовать, которое появилось из ожившей фантазии. Простой и доходчивый способ объяснить маленькому автору, что его произведения могут и обязательно будут вмешиваться в жизнь своего создателя. Творчество – вещь обоюдоострая.

Все следующие приключения Гарольда строятся на том же контрасте сознательной и бессознательной работы воображения художника. Если он устраивает пикник, он может нарисовать себе любое лакомство, но пусть подумает, кого можно угостить оставшейся едой. Если малыш хочет нарисовать гору, чтобы лучше рассмотреть все с высоты, он легко может это сделать, но пусть будет готов упасть с нее, если оступится. Если он рисует целый город и пытается отыскать в нем свое окно, надо помнить, что в большом городе легко заблудиться.

Гарольд, как волшебник, сменяет декорации в своем мире, и только одна деталь остается неизменной – луна, под которой он начал свою прогулку. Она всегда с ним и она же становится его ориентиром. Уставший от приключений, родившихся на кончике его мелка, Гарольд цепляется за луну, как за проводника в знакомый и обыденный мир: «Он вспомнил, где находится окно его комнаты, когда светит луна! Его окно – всегда вокруг луны. Вот же оно, его окошко. А вот кроватка».

Прогулка подошла к концу. Настало время отдыха и мелок неслышно выпадает из руки засыпающего в своей кроватке Гарольда. А рассказ о его нарисованных приключениях очень быстро становится мировой классикой и получает несколько продолжений (про Гарольда было издано еще 6 книг). Успех Крокетта Джонсона кроется в гениальном понимании созидательной силы детского воображения и лаконичном, но очень точном воплощении ее в увлекательном сюжете. В книге происходит только то, что рисует Гарольд, а нарисовано только то, что написано. Замкнутая на самой себе сюжетная линия открывает бессчетное количество вариаций на саму себя. Она, кажется, кричит: «Возьми в руки мелок, карандаш, фломастер! Рисуй свой мир, рисуй свои приключения, дай волю своей фантазии! Гарольд – это ты!»

 

Найти книгу в России:

Книга "Гарольд и фиолетовый мелок" Крокетт Джонсон - купить в интернет-магазине Книга «Гарольд и фиолетовый мелок» Крокетт Джонсон — купить в интернет-магазине «Букашки»

Найти книгу в Беларуси:

Книга "Гарольд и фиолетовый мелок" Крокетт Джонсон - купить в интернет-магазине Книга «Гарольд и фиолетовый мелок» Крокетт Джонсон — купить в интернет-магазине «Сундучок детских книг»