Исследование читательских предпочтений. Часть 2. Чтение для удовольствия

Я продолжаю переводить опубликованный компанией Scholastic отчет Исследования детского чтения в США.

Темой первой части было "Что дети и родители ожидают от детской книги".

Вторая часть всесторонне рассматривает чтение для удовольствия. Под этим термином  понимается ситуация, когда ребенок читает любые книги за рамками образовательной деятельности, школьной или внешкольной.

86% детей в возрасте от 6 до 17 лет согласны с тем, что для их будущего важно стать хорошим читателем. При этом 58% детей любят читать для удовольствия.

Многим детям тяжело отыскать интересные книги, в то время как для родителей эта проблема не всегда очевидна.

41% детей признают, что испытывают сложности с поиском хороших книг, и только 29% родителей считают, что их дети нуждаются в помощи с выбором.

Ответы отличаются между группами малоактивных и активных читателей. Тяжело найти интересную книгу 57% первых и только 26% вторых испытывают аналогичные трудности.

Также мальчикам определиться с выбором тяжелее, чем девочкам: 45% мальчиков утверждают, что поиски – сложное дело, тогда как для девочек это верно только в 36% случаев.

Как помочь ребенку сделать правильный выбор.

Важный пункт! Это советы родителям даются на основе ответов детей о том, чьим советам они доверяют.

Итак:

Проконсультируйтесь с учителями и школьными библиотекарями! Лучшие советы по чтению дети получают от них — 51%.

Посоветуйте ребенку обсудить книги с ровесниками! Дети прислушиваются к мнению друзей, братьев, сестер и ровесников среди родственников — 50%.

Детям помладше порекомендуйте записаться в школьный книжный клуб и посещать книжные фестиваль. Дети в возрасте от 6 до 11 лет находят там, что почитать — 50%.

С подростками попробуйте вместе поискать информацию в соцсетях. Подростки в возрасте 15-17 лет ищут рекомендации в Фэйсбуке, Инстаграме и др. (Для российских детей на первом месте стоит ВКонтакте) — 26%.

И данные, которые всем так хотелось увидеть.

Кто может стать детям образцами для подражания:
Родители – главные вдохновители детского чтения для удовольствия — 82%.
На втором месте находятся учителя и школьные библиотекари — 67%.

Для моего будущего мне важно стать хорошим читателем

В возрасте 6-8 лет дети согласны с этим утверждением в 88% случаев.
В возрасте 9-11 лет – в 92% случаев.
В возрасте 12-14 лет – в 83% случаев.
В возрасте 15-17 лет – в 82% случаев.
При этом мальчики в меньшей степени связывают свое будущее с чтением.
С вышеприведенным утверждением согласны 82% мальчиков и 90% девочек.

Разбивка по возрастам положительных реакций на утверждение «Я знаю, что мне надо больше читать для удовольствия».
В возрасте 6-8 лет дети согласны с этим утверждением в 79% случаев.
В возрасте 9-11 лет – в 79% случаев.
В возрасте 12-14 лет – в 75% случаев.
В возрасте 15-17 лет – в 71% случаев.
В то же время мальчики и девочки соглашаются с высказыванием в равной степени — 76%.

С 2010 года практически не наблюдается изменения в частоте детского чтения. Единственный незначительно упавший показатель – количество детей читающих для удовольствия 5-7 дней в неделю.

Из результатов исследования видно, что девочки по сравнению с мальчиками с большей вероятностью становятся активными читателями, как и младшие дети по сравнению с детьми постарше.

32% детей читают для удовольствия 5-7 дней в неделю, при этом:
в возрасте 6-8 лет — 47%
в возрасте 9-11 лет — 39%
в возрасте 12-14 лет — 27%
в возрасте 15-17 лет — 17%
и 37% девочек по сравнению с 27% мальчиков.

Если сопоставить новые данные с данными 2010 года, то мы увидим, что дети чаще соглашаются с тем, что чтение для удовольствия важно, а родители соглашаются с этим реже.

У родителей этот показатель снизился с 89% в 2010 году до 84% в 2016, а у детей вырос с 50% в 2010 до 55% в 2016.

В то же время взгляды детей в возрасте 6-8 лет на чтение для удовольствия изменили в худшую сторону (с 63% в 2010 году до 57% в 2016), а общий рост обеспечили дети 9-17 лет. В этом вопросе в каждом возрасте показательный рост с 2010 по 2016:
В возрасте 9-11 лет с 52% до 59%
В возрасте 12-14 лет с 49% до 53%
В возрасте 15-17 лет с 39% до 50%

Признавать важность это одно, получать удовольствие от чтения для удовольствия (есть и такое) – другое.

Исследователи задали и такой вопрос: получают ли его дети.
Результаты впечатляющие:
В 2010 году 60% детей нравилось читать для удовольствия, к 2016 их число незначительно снизило до 58%.

По возрастным группам картина неравномерная:
У детей 6-8 лет в 2010 показатель был в 71%, а 2016 стал 65%
У детей 9-11 лет в 2010 показатель был в 61%, а 2016 стал 65%
У детей 12-14 лет в 2010 показатель был в 61%, а 2016 стал 50%
И только у подростков 15-17 лет в 2010 показатель был 50%, а в 2016 стал 54%.

С поисками интересной книги затруднения возникают у 41% детей. С возрастом этот показатель несколько растет.

От 36% у детей 6-8 лет, 38% у детей 9-11 лет, потом 44% у детей 12-14 лет и у детей 15-17 лет 45%.

Характерна и следующая детализация:
сравнение родительской и детской позиций в вопросе читательского выбора.

41% детей в возрасте от 6 до 17 лет согласны с высказыванием «Мне сложно найти интересную книгу» против 29% родителей (детей в возрасте от 6 до 17 лет), согласных с фразой «Моему ребенку сложно найти интересную книгу».

Из данных заметно, что родители начинающих читателей склонны чрезмерно полагаться на способность ребенка к самостоятельному поиску и родители подростков слишком уверены, что вкусы их детей уже сформировались.

Разница в согласии с вышеприведенными суждениями такова:
Дети 6-8 лет — 36%. Родители детей этого возраста — 18%.
Дети 9-11 лет — 38%. Родители детей этого возраста — 28%.
Дети 12-14 лет — 44%. Родители детей этого возраста — 40%.
Дети 15-17 лет — 45%. Родители детей этого возраста — 31%.

Расхождение во мнениях родителей мальчиков и самих мальчиков пропорционально расхождению во мнения родителей девочек и самих девочек.

Среди мальчиков согласны 45%, среди их родителей — 34%.
Среди девочек согласны 36%, среди их родителей — 24%.

Крайне интересная картина вырисовывается из этих цифр. Например, видно, что детям в возрасте, когда они начинают самостоятельно читать, сложно выбирать книги, но их родители более склоны считать, что начинающие читатели справятся без посторонней помощи. К возрасту 9-11 лет неуверенность детей в своих силах увеличивается лишь незначительно, но родители уже чаще замечают проблемы с выбором. К 12-14 годам, когда наступает «провальный» для чтения период, представления родителей об интересе детей к свободному выбору книг практически совпадает с реальным положением вещей. К расцвету же подросткового возраста разрыв снова начинает расти, родители снова опережают события.

Постепенный и неуклонный рост неуверенности в собственном выборе тоже вписывается в универсальные возрастные нормы. Аналогичную картину можно наблюдать повсеместно.

Кто советует вам читать для удовольствия

Среди главных книжных советчиков дети называют родителей и других взрослых родственников, учителей и школьных библиотекарей.

Родители и другие взрослые родственники – 82%
Для детей 6-8 лет – 88%
Для детей 9-11 лет – 86%
Для детей 12-14 лет – 82%
Для детей 15-17 лет – 74%

Учителя и школьные библиотекари – 67%.
Для детей 6-8 лет – 73%
Для детей 9-11 лет – 73%
Для детей 12-14 лет – 66%
Для детей 15-17 лет – 59%

Друзья, братья и сестры, ровесники среди родственников – 38%
Для детей 6-8 лет – 38%
Для детей 9-11 лет – 41%
Для детей 12-14 лет – 38%
Для детей 15-17 лет – 44%

Библиотекарь в городской детской библиотеке – 14%
Для детей 6-8 лет – 17%
Для детей 9-11 лет – 16%
Для детей 12-14 лет – 15%
Для детей 15-17 лет – 7%

Директор школы – 12%
Для детей 6-8 лет – 14%
Для детей 9-11 лет – 18%
Для детей 12-14 лет – 10%
Для детей 15-17 лет – 8%

Какие источники информации об интересных книгах дети считают полезными

Если сравнить с ответами на предыдущий вопрос, разница будет очевидна.

Учитель / Школьный библиотекарь – 51%
Для детей 6-8 лет – 53%
Для детей 9-11 лет – 60%
Для детей 12-14 лет – 50%
Для детей 15-17 лет – 40%

Друзья, братья и сестры, ровесники среди родственников – 50%
Для детей 6-8 лет – 43%
Для детей 9-11 лет – 50%
Для детей 12-14 лет – 56%
Для детей 15-17 лет – 49%

Родители или другие взрослые родственники – 39%
Для детей 6-8 лет – 46%
Для детей 9-11 лет – 42%
Для детей 12-14 лет – 37%
Для детей 15-17 лет – 31%

Школьные книжный клубы, книжные фестивали – 38%
Для детей 6-8 лет – 49%
Для детей 9-11 лет – 51%
Для детей 12-14 лет – 33%
Для детей 15-17 лет – 18%

Городская детская библиотека / библиотекарь – 16%
Для детей 6-8 лет – 19%
Для детей 9-11 лет – 17%
Для детей 12-14 лет – 20%
Для детей 15-17 лет – 9%

Книжные магазины и книжные интернет-магазины – 17%
Для детей 6-8 лет – 12%
Для детей 9-11 лет – 16%
Для детей 12-14 лет – 19%
Для детей 15-17 лет – 19%

Социальные сети – 11%
Для детей 6-8 лет – 3%
Для детей 9-11 лет – 3%
Для детей 12-14 лет – 13%
Для детей 15-17 лет – 26%

Развитая система школьных библиотек в США, как и право учителей литературы самостоятельно формировать учебную программу дают свои плоды. Среди наиболее полезных источников информации о хороших книгах лидируют именно учителя и школьные библиотекари.

Даже с учетом национальных особенностей и особенностей функционирования книжного рынка в США эти данные представляют интерес для исследователей. По ним можно увидеть динамику изменения отдельных параметров с ходом времени, а также по мере роста детей и изменения моделей чтения.

Перевод материалов исследования Kids and Family Reading Report 2016