Как организовать книжные чтения для малышей

Я подготовила перевод новой порции полезных советов из дружественного заграничного опыта для читающих детям энтузиастов. В предлагаемой подборке рекомендаций речь идет о чтении в группе самых маленьких слушателей. Такой возрастной категории как нельзя лучше подходят стихи, потешки и короткие рифмованные сказки. На них и предлагают сосредоточиться авторы. Это абсолютно оправданно в группе детей ползункового и ходункового возраста, но эти советы можно смело использовать и для детей постарше. В перерывах между короткими, подходящими по возрасту книгами, внимание детей надо обязательно переключать на что-то веселое, как заводные стихи, или активное, как пальчиковые или подвижные игры.

Перенимаем опыт и читаем детям (даже таким маленьким! Дерзайте!) с удовольствием.

 

Советы по проведению книжных чтений с маленькими детьми

▪ Соберите слушателей в отдельном помещении. Так у детей будет меньше поводов отвлечься, к тому же они будут в большей безопасности

▪ Подготовьте раздаточные материалы для родителей с описаниями пальчиковых игр, потешками, песенками и стихами.

▪ Напишите программу встречи на большом листе бумаги и повесьте ее на стену. Родители смогут увидеть, что запланировано, а вам не придется вспоминать, что за чем идет.

▪ Напишите стихи и слова для пальчиковых игр на больших листах бумаги. Родители с большей вероятностью подключатся к процессу, если перед ними будет текст. Да и для вас это будет полезной шпаргалкой.

▪ В конце встречи раздайте библиотечные информационные материалы (календарь библиотечных мероприятий, расписание ваших чтений, список рекомендованной литературы и пр.)

▪ Проявите смелость. Раздайте анкеты, чтобы слушатели оценили вашу программу и высказали рекомендации на будущее или пожелания по теме следующей встречи.

▪ Что если есть слушатели опаздывают? Собрать куда-то ребенка иногда бывает достаточно сложно. Спокойно и доброжелательно поздоровайтесь с опоздавшими и продолжайте чтение. Можно назначить начало встречи с запасом в 15 минут. Это даст родителям время привести, раздеть детей (если надо), и спокойно подготовиться.

▪ Что если родители разговаривают? Возможность пообщаться – один из самых привлекательных для родителей аспектов детской книжной встречи. Поэтому распланируйте свою программу так, чтобы у слушателей было минут 15 на свободное общение до начала встречи. Это дает родителям возможность ближе познакомиться, а вам лучше узнать их интересы (что может очень пригодиться при планировании следующих встреч).

▪ Помните, что нельзя тараторить и торопиться – говорите медленнее и не бойтесь повторять. Спокойный, уверенный тон всем пойдет на пользу.

▪ Что если кто-то из детей заплакал? Это обязательно произойдет. Попробуйте спеть что-то. Это может отвлечь и успокоить малыша. Если ребенок не успокаивается и родители решат уйти, обязательно скажите, что вы будете рады их видеть, как только они почувствуют, что ребенок готов прийти снова.

▪ Обыгрывайте такие «помехи». Если ребенок плачет, спойте колыбельную. Если кто-то из родителей встает, чтобы покачать раскапризничавшегося малыша, попросите всех присутствующих подняться и вместе напеть какую-нибудь простенькую колыбельную-потешку. Если вы это сделаете уверенно и спокойно, будет казаться, что так все и было запланировано. Старайтесь быть отзывчивыми и чуткими к трудностям, с которыми сталкиваются родители.

▪ Что если малыши ползают кругом вместо того, чтобы сидеть спокойно? Дайте им исследовать новое окружение, если это не угрожает их безопасности, и объясните родителям, что дети сами вернуться и продолжат слушать, когда будут готовы. Если дети очевидно теряют интерес к книге, которую вы читаете, или к любой части запланированной вами программы, по возможности ускорьтесь и перейдите к чтению стихов и разыгрыванию каких-то игр.

▪ Начинайте и заканчивайте все ваши встречи одними и теми же стихами или играми. Это помогает детям быстрее привыкнуть к новой для них ситуации и действует на них успокаивающе. И дети, и взрослые хотят знать, чего им ждать. Не скупитесь, обыграйте приветствие и прощание по нескольку раз.

▪ Зачем расширять свой репертуар? Чем больше песенок, потешек, стихов вы знаете наизусть, тем интереснее и живее будут проходить ваши чтения. Но следите за количеством стихов, которые вы рассказываете слушателям, чтобы родители могли их легко выучить. Лучше хорошо выучить несколько стихов, чем услышать много, но ничего не успеть запомнить.

▪ Зачем повторять? И родители и дети любят повторения, они на повторениях учатся. Это работает.

 

Источник: http://www.statelibraryofiowa.org