Как выбрать хорошую книжку-картинку для ребенка

Как правило, дети начинают самостоятельное чтение с самых простых книжек-картинок, такие книжки доставляют массу удовольствия маленьким читателям. Они большие умельцы в части пробуждения детского интереса к чтению, но кроме этого также важны и для интеллектуального развития юного книголюба. Чем полезны книжки-картинки для начинающего читателя, я писала здесь. Также здесь можно вспомнить, чем полезно чтение вслух крохам, которые еще очень далеки от самостоятельного чтения, но тоже очень нуждаются в общении с книгой. Соединив пользу чтения вслух со всеми плюсами книжек-картинок, можно добиться многого.

Пока родители читают ребенку вслух, а он непринужденно рассматривает картинки, его мозг занимается бурной деятельностью. В это время развивается речь ребенка и улучшается способность распознавать звуки. Также он пассивно отрабатывает первичные навыки чтения: наблюдает, как надо переворачивать страницы, правильно держать книгу. Будущий читатель знакомится с печатным текстом, учится распознавать его звуко-символьные отношения, правила сочетания слов и их порядок в предложении. Считывая графическую информацию со страниц книги, ребенок с удивлением обнаруживает, что нарисованные причудливые линии и знаки что-то обозначают.

Книжки-картинки могут оказать неоценимую помощь в процессе обучения ребенка чтению, но стоит отметить, что они могут дать читателям всех возрастов гораздо больше. Маленькие читатели рассматривая книжки-картинки смогут научиться находить скрытые смыслы, получат первые уроки символической интерпретации художественного произведения, а кроме того смогут открыть для себя большое пространство для тренировки и применения своих познавательных навыков. Читатель интересных, талантливо написанных и нарисованных книжек-картинок может получить живое и доступное эстетическое удовольствие.

 

Что собой представляют книжки-картинки?

Когда речь заходит о книжках-картинках, чаще всего возникает образ книги, состоящей из одних иллюстраций, со скудными подписями к ним. Однако это не верно. Изначально под книжкой-картинкой действительно понималась авторская книга художника, в которой
первостепенное значение имели рисунки, а надписи к ним носили необязательный характер. Однако это направление детской литературы интенсивно развивалось и видоизменялось, тогда как обычные
детские книги стали издаваться со все большим количеством иллюстраций, и сегодня издательства предлагают читателям традиционные книжки-картинки, но с довольно увесистым текстом, и классические детские книги, но в таком изысканном графическом оформлении, что их можно легко назвать книжками-картинками. Главным отличием первых от вторых служит роль иллюстраций.

В то время, как в классических иллюстрированных книгах рисунки художников оформляют и сопровождают текст, в книжках-картинках иллюстрации играют ключевую роль в понимании рассказываемой истории, иногда даже они могут самостоятельно рассказывать историю (ведь встречаются книжки-картинки вообще без текста). Иногда иллюстрации продолжают сюжетную линию или наделяют текст дополнительным смыслом. Без иллюстраций сюжет книжки-картинки значительно упрощается и теряет свою завершенность, текст книги перестает быть самостоятельным литературным произведением. Одни книги предназначены для чтения вслух детям, другие – для самостоятельного чтения, хотя грань между ними чаще всего весьма условна.

 

Как узнать, что перед нами хорошая книжка-картинка?

Есть несколько критериев, которым следует руководствоваться при выборе действительно стоящих книжек-картинок для детей. Главное указание родителям – необходимо подходить к выбору индивидуально, ведь восприятие лаконичной и меткой истории из красочной книжки очень сильно зависит от возраста, способностей и интересов ребенка. Хорошая книжка, во-первых, должна быть безупречна с точки зрения литературного языка и художественных качеств иллюстраций и должна нравиться ребенку. Разумеется, преимущество в выборе книг для детского чтения имеют родители, однако, когда у ребенка очертится круг интересов (персонажи, сюжеты, художники, изобразительные стили), стоит его приобщать к процессу выбора, это помимо прочего поможет ребенку развить навыки критического мышления, научиться выражать и формулировать свои предпочтения, даже приобщит его к началам литературного анализа. Свобода выбора очень важна в период формирования читательских привычек. Родителям же, помимо свободного волеизъявления своих детей, при выборе книг можно дать такие советы:

1. Предложить ребенку выбрать книги на важные и актуальные для него темы. В определенном возрасте или в типичных семейных ситуациях важные вопросы легко предугадать: нестандартные и действенные методы преодоления страхов как в книге «Леонард» Вольфа Эрльбруха; появление в семье младшего ребенка, как в «Горилле, которая хотела повзрослеть» Джилл Томлинсон; общение со сверстниками и значение дружбы в жизни ребенка, как в серии про Квака и Жаба Арнольда  Лобела. Детям очень нравятся книжки, в которых главные герои – животные, но за их образами просматриваются люди, причем в узнаваемых детьми ситуациях. В таких историях детям нравится из набора типичных свойств складывать знакомый человеческий образ и соотносить со своим окружением. Еще одной выигрышной комбинацией станет сочетание юмора и небольшой дозы нонсенса, как в книгах Корнея Чуковского или Доктора Сьюза, легкой иронии и доброй шутки, как у Бориса Заходера или Джулии Дональдсон.

2. Иллюстрации должны строго соответствовать сюжету, точно описывать героев и обстановку, а кроме этого их должно быть приятно рассматривать. Картинки должны вторить тексту. Чем меньше слов в книге, тем большую часть «рассказа» берут на себя картинки. Понимание того, как в иллюстрациях обыгрываются визуальные элементы (линии, цвет, форма, текстура и композиция) поможет сблизиться с авторским замыслом и лучше понять его. Дети, а с ними и взрослые, на примере детских иллюстраций смогут попрактиковаться в распознавании художественных стилей, будь то реализм, импрессионизм, экспрессионизм, абстракционизм, примитивизм или сюрреализм (да-да, речь идет о детских книжках). Технических средств создания иллюстрация тоже очень много. Уже в книжках для самых маленьких можно встретить графику и живопись, коллаж и фотографию, гравюру и литографию. Чем раньше дети познакомятся с таким богатым миром выражения художественных идей, тем больший толчок для развития получит их эстетическое восприятие.

3. Следует избегать книг с шаблонными иллюстрации. Дети очень восприимчивы. Иллюстрации не просто должны быть лишены шаблонности, они должны помогать детям увидеть неординарное в обыденном, знакомые сюжеты в новом ракурсе. Опасно недооценивать воздействие низкопробного рисования в детских книгах, ведь иллюстрации – первые произведения искусства, с которыми знакомится ребенок.

4. Объем текста на страницу должен соответствовать возрасту и уровню развития ребенка. Книги, в которых вообще нет текста, проектируются таким образом, чтобы маленький читатель мог самостоятельно составить историю, опираясь на одни иллюстрации. В качестве примера можно привести широко известную серию Виммельбухов Ротраут Сюзанне Бернер, а также ее многочисленных последователей. А наличие несколько опорных слов дают возможность читателю по картинкам догадаться о происходящем в истории. Книги про свинку Оливию частично используют этот прием: обобщающие предложения дают возможность читателю самому придумать текст, описывающий действия героев на рисунке. Также необходимо соблюдать общее правило: чем больше текста на страницу, тем старше и внимательнее должен быть ребенок. Если на странице расположено слишком много текста или же в нем встречается слишком много трудных слов, ребенок быстро отвлечется даже от книжки-картинки и может испытать разочарование.

5. Книга для ребенка всегда должна быть открытием, должна захватывать его целиком, открывать перед ним новые горизонты смыслов, сюжетов, знакомить с героями, с которыми хочется подружиться. Иллюстрации здесь – главные помощники. Правильное понимание того, что они привносят в историю и ее образ в глазах читателей, поможет детям и взрослым глубже оценить текст книги. Кроме того, картинки способны передать скрытый смысл или подспудную иронию, которую невозможно было бы рассмотреть между строк, не будь в книге подходящих иллюстраций.

Иллюстрация в детской книге с одной стороны является самостоятельным художественным объектом, с другой стороны – неотъемлемой частью литературного произведения, а вернее книги как произведения искусства. Чтобы в полной мере оценить все стили, художественные средства и техники, используемые в детских книгах, необходимо хорошо разбираться в теории и истории искусства, а также в принципах издания детских книг. А можно просто быть внимательными и чуткими родителями с хорошим художественным вкусом.