Книжкино время — Потешки для старта

В прошедшую субботу я стартовала со смелой программой в проекте «ЗаЧтение». Она представляет собой цикл из пяти встреч, называется «Книжкино время» и рассчитана на детей в возрасте от одного года до трех лет и их родителей. Каждая встреча рассказывает об одном явлении из обширного мира художественной литературы для самых маленьких. Формат встреч по духу ближе всего к громким чтениям, то есть я поставила себе цель, как можно активнее читать с детьми, хотя и для родителей методическая часть тоже предполагалась. Для «Книжкиного времени» гостеприимно распахнул свои двери минский магазин «Книжная шафа», с энтузиазмом поддержавший инициативу проведения литературных детских встреч, за что ему – земной поклон.

Чтение – комплексная задача для маленького ребенка, и я тут говорю даже не о раннем самостоятельном чтении (в котором необходимости и вовсе нет), а о чтении со взрослым, т.е. когда кто-то из родителей читает, а ребенок сидит и слушает. Пока он тихо сидит и получает удовольствие, его мозг совершает сложнейшие операции. Вообще ни одно другое занятие не подключает к работе такое количество зон в головном мозге ребенка. Как-то неловко повторять, что чтение ужасно полезно, хотя оно, безусловно, и не жизненно необходимо.

Я прекрасно понимала, что на книжное мероприятие придут читающие семьи, у которых есть свой читательский ритм, дети в которых уже имеют свои предпочтения и вкусы. Тем интереснее было создать миниатюрную антологию и увидеть, что какой отклик найдет. Пять тем это – народные потешки, классические детские стихи, современные детские стихи, книжки-картинки и игровые интерактивные книги.

Начало положили народные потешки, пожалуй, самая сложная тема. Как их читать с современными детьми? Во-первых их стоит даже не читать, а разыгрывать, но литературные потешки уже давно и прочно входят в круг детского чтения, есть прекрасные с точки зрения художественного оформления издания, они появляются в домашних библиотеках примерно в одно время с произведениями Агнии Барто, Самуила Маршака и Корнея Чуковского. Обойти их вниманием было бы неправильно, к тому же мне самой хотелось оживить для себя этот жанр.

Задача стояла такая: поиграть с детьми в потешки, но так, чтобы это все равно оставалось чтением книги.

Из-за большого количества желающих мы сделали две группы детей по семь человек в каждой, хотя и семь детей столь юного возраста – тоже немало. Программа была построена с постепенным усложнением. Начинали мы с простого чтения и рассматривания иллюстраций, постепенно переходили к легким инсценировкам потешек. Каждые 5-7 минут, чтобы дети не переутомлялись, мы откладывали книгу и разучивали потешку с движениями целиком.

Самая большая трудность занятия была в самом предсказуемом – детям было тяжело освоиться в новой обстановке. У нас был специальный плюшевый заяц, который располагал к себе и успокаивал детей, но время от времени он и сам становился дополнительным предметом ссоры. Продолжительность чтения тоже не всем оказалась посильной. И это вполне нормально, дети реагировали на ситуацию исходя из своего темперамента, настроения, степени вовлеченности. Эти реакции – важная составляющая процесса и в то же время сигнал для родителей быть на готове.

Продолжать, однозначно, стоит. Общение читателя с книгой – это процесс обоюдный. Ребенок вправе выражать свои эмоции относительно книг, но и книги тоже умеют влиять на своего читателя. Именно поэтому для встреч и была отобрана такая смесь жанров и характера книг. Это и возможность для родителей оценить реакцию своих детей на разные тексты, заметить то, что в домашней обстановке, возможно, не проявлялось.

Например, ребенок, охотно читающий дома, от большого скопления людей волнуется и вообще не хочет подходить к книге, а другой малыш, который в своих читательских предпочтениях очень последователен и несгибаем, неожиданно с большой охотой рассматривает новую книжку. Одним детям легче удавалось разобраться с правилами занятия, кто-то был готов участвовать только под надежной маминой защитой, а кто-то вообще пока предпочел только наблюдать – все это результат, хороший, понятный и первый. От занятия к занятию он может еще очень сильно удивить и измениться.

Родители получили небольшую дозу теории с обоснованием, а также рекомендации по обращению с детским фольклором в домашних условиях.

К этому можно добавить список сборников потешек, которые гарантированно понравятся детям.

  1. Чижик знает песенку / ил. Юрий Васнецов. – М.: Мелик-Пашаев, 2013. – 48с.
  2. Лиса по лесу ходила / ил. Виталий Стацинский. – СПб., М.: Речь, 2015. – 32с.
  3. Котенька-коток / ил. Юрий Васнецов. – М.: Азбука, 2013. – 144с.
  4. Баю-баюшки-баю / ил. Елизавета Васнецова. – СПб.: Акварель, 2014. – 96с.
  5. Сорока-белобока / ил. Юрий Васнецов. – М.: Нигма, 2015. – 16с.

Следующая встреча состоится по стихам легендарного Даниила Хармса. Двигаемся вперед и получаем удовольствием от процесса.