Король Матиуш Первый, Януш Корчак. Цитаты

Сказочная повесть выдающегося польского педагога Януша Корчака «Король Матиуш Первый» рассказывает о правлении короля-ребенка, короля-реформатора. Быть десятилетним человеком — уже очень сложно, а быть десятилетним королем — чудовищная тяжесть. Как справится Матиуш с этой задачей? Пойдут ли на пользу его реформы? Справится со своей задачей детский парламент? А если взрослые и дети поменяются обязанностями?

Книга, вышедшая в 1923 году, не теряет, а только прибавляет в актуальности.

Цитаты из книги, которую хорошо бы прочитать каждому:

– Помилуйте, господа, ведь это абсурд! Король, который не умеет ни читать, ни писать, не знает ни географии, ни грамматики!..

«Как же так? Ведь я – король, значит, все должны меня слушаться, а выходит наоборот: я всех слушаюсь.

Знаешь, Фелек, какой я несчастный! С тех пор как я научился писать, мне приносят на подпись разные бумаги, и это называется у них управлять государством.

Быть храбрым на словах ничего не стоит, а вот расхлебывать кашу, которую заварил, не так-то просто.

– И рюкзак не взял? Ну, знаешь, так отправляются на войну только растяпы, – вырвалось у Фелека.
– Или герои, – ответил Матиуш с достоинством.

Чудно: солдаты едут сражаться за короля, которого не любят.

– Минуточку, господа. Я хочу провести реформу: выдать завтра каждому школьнику по фунту шоколада.
– Слишком много, – авторитетно заявил министр здоровья. – Животы заболят. Хватит и четверти фунта.
– Ну хорошо, черт с вами, четверть фунта.

«Пусть, говорит, король какими хочет милостями тебя осыпает, это его дело, а я с тебя, негодяй, шкуру спущу, потому что это мое, отцовское право. Во дворце ты – королевский фаворит, а дома – мой сын. Отцовская рука надежней королевской милости.»

В жизни как на войне: хочешь победить, тщательно готовься к бою.

– А что это за штука – закон?
– Я еще сам хорошенько не знаю. Кажется, такие книги.

– Победа – опасная вещь, – словно про себя проговорил король. – Победители часто забывают о своем долге.

Корону носить – дело нехитрое. А вот как сделать людей счастливыми?

Матиушу нравился Печальный король, но он ему не доверял. Жизнь с ранних лет учит королей подозрительности.

А знаешь, Матиуш, – сказал он таким тоном, словно припомнил что-то очень важное, – может, ошибка наша заключалась в том, что мы издавали законы для взрослых. Попробуй начать с детей.

Видно, короли так устроены, что не могут равнодушно видеть чужих крепостей и не брать их штурмом.

– А нельзя сделать так, чтобы у всех были теплые, светлые дома с садами и вдоволь еды?
– Это очень трудно.
– Ну, а если я очень захочу?

КОРОЛЬ ЕДЕТ В СТРАНУ ЛЮДОЕДОВ, – разнеслось по городу. Взрослые соболезнующе качали головами, а дети завидовали Матиушу.

Итак, каждый мальчик и каждая девочка получат к лету по два мяча, а зимой – коньки. После уроков всем ученикам выдавать по одной конфете и сладкому пирожку. Девочкам, кроме того, ежегодно выдавать по новой кукле, а мальчикам – перочинный ножик. Во всех школах соорудить качели и карусели. К каждой купленной книжке или тетради бесплатно прилагаются переводные картинки. Это только начало, в дальнейшем я намерен осуществить много реформ.

«Жаль, что из-за лгунов и мошенников нельзя верить людям»,

«Вот здорово! – обрадовался он. – Хоть с ребятами поговорю, а то все министры да послы – скука смертная!»

Если он хочет, чтобы страной не на словах, а на деле управлял народ, надо созвать два парламента: один для взрослых, другой для детей.

И министры смекнули: дело серьезное! Шоколадом, коньками да каруселями от него не отделаешься, ему теперь настоящие реформы подавай!

Бедный Матиуш! Он и не подозревал, как трудно быть справедливым королем.

Он вспомнил, как судили его самого и только благодаря тому, что судьи разошлись во мнении, расстрелять его или повесить, он, Матиуш, остался жив.

Это у вас девочки носят длинные волосы и юбки и поэтому не умеют ничего делать.

Ребята повторяли: «Читать легко» – и скоро научились читать. Их матери разводили от удивления руками.

– Они говорят: «Красное знамя – знамя рабочих всего мира». Матиуш задумался. «Хорошо бы, у всех на земле детей – белых, черных, желтых – тоже был свой флаг. Только вот какого цвета?»

Ни один парламент на свете не может превратить человека в волшебника, сделать так, чтобы каждый день было первое апреля и ребята каждый вечер ходили в цирк.

Это насилие. Личность депутата неприкосновенна, и родители не имеют права запретить ему идти на заседание.

Вот требования, которые должны быть начертаны на боевых знаменах детей: Детям – одинаковые права со взрослыми! Дети – полноправные граждане своих стран!

Вздохнул, но не заплакал – сдержался. Не пристало королю сидеть на троне с заплаканными глазами.

Скажи своему Матиушу, что с детьми переговоров не ведут – их розгами секут.

– Но надо подумать, как бы свои солдаты не дали тягу. Поэтому мы установим в тылу пулеметы и, если они побегут, откроем по ним огонь.
– Как, стрелять по своим?
– Или мы завтра будем в городе, или нам крышка! – отрезал Молодой король. – Солдат, который покидает поле боя, не свой, а враг.

Не плачь, Клу-Клу, мы умрем геройской смертью, и никто не посмеет сказать, что короли затевают войны, а солдаты расплачиваются за это своей жизнью.

А я считаю, – спокойно, но твердо возразил Печальный король, – что потомки не простят нам, если хоть один волос упадет с головы этого отважного, несчастного ребенка