О пчелах. Серьезно и не очень

Соха, П.
Пчелы / Петр Соха; пер. с польского Софьи Кобринской; ил. авт. – М.: Самокат, 2017. – 72с.

Лето располагает к пробуждению внутреннего натуралиста. Хочется наблюдать за цветами, узнавать на слух голоса птиц, изучать как все устроено за границами бетонных джунглей. В это время книги о природе становятся актуальнее всего. Вот и «Пчелы» Петра Сохи, вышедшие еще в канун прошлой зимы, дождались своего звездного часа. Яркий авторский стиль сочных иллюстраций придется очень к лицу солнечным летним дням (ведь когда-нибудь мы их дождемся).

«Пчелы» — смесь визуальной энциклопедии и познавательного справочника. Внутри рассказывается о пчелах и обо всех областях жизни, где они наследили своими маленьким лапками: пчеловодстве, ботанике и даже истории и кулинарии.

Визуальные достоинства книги безусловно выходят на первый план. Крупные, красочные иллюстрации с зажигательной энергетикой полностью завладевают вниманием читателя. В стиле Петра Сохи есть какая-то лихая уверенность в неотразимости своих персонажей. Они посматривают из книги на читателя с нагловатым, но неотразимым самодовольством, и это встречает только положительный отклик и даже подкупает. Возможно, потому что приятно встретить юмор и иронию в хоть и детском, но все же нон-фикшне, в котором строгая научная достоверность ставится во главу угла.

У издания на русском языке, для которого Софья Кобринская сделала стилистически безупречный перевод, был еще и научный консультант. Это важный маркер качества для переводных изданий, когда к работе дополнительно подключают компетентного специалиста. «Пчел» консультировал Владимир Карцев, кандидат биологических наук, научный сотрудник кафедры энтомологии биологического факультета МГУ.

Замечательно, когда научные факты тщательно перепроверены на нескольких этапах. Но сегодня сухая энциклопедия не найдет понимания у детей младшего и среднего школьного возраста, которым адресована книга. Их значительно выросшим запросам к книгам необходимо соответствовать. Если веселые картинки выполняют свою часть работы, то и текст старается не отставать. Это только на первый взгляд кажется, что в «Пчелах» сплошь яркие иллюстрации, а читать, как это модно говорить, «нечего». Очень даже есть.

Переде нами не тоненькая книжка-картинка или виммельбух на 12 разворотов, это внушительный том увеличенного формата на 72 страницы. Да, 90 процентов места на странице занимают графические объекты, но на остальных десяти хватает места для плотного текста, из которого можно почерпнуть самую разнообразную информацию.

Охват тем широкий: от происхождения пчел и их отношений с доисторическими насекомыми до обязательных разделов вроде строения, занятий и размножения пчел и менее очевидных: бионика, история бортничества и пчеловодства сквозь века и культуры, с затрагивание особого бортного права и традиций пчеловодов в таких экзотических местах, как Камерун или Эфиопия. Нашлось место и паре слов о тех, кто любит мед и кого не любят пчелы.

Подача информации заслуживает отдельной похвалы. Где надо рассказать о том, сколько сотен раз в секунду пчела в полете взмахивает крыльями, или сколько тысяч яиц откладывает ежедневно матка, конечно, нет места для шуток, и Петр Соха соблюдает научный стиль. Но как только текст позволяет скинуть панцирь строгости, тут же поднимает голову ирония.

О высоких отношениях цветов и пчел:

«Растения наперебой зазывают их [пчел], предлагая сладкий нектар. Да и сама пыльца – тоже привлекательный корм для пчел. И ярко окрашенные лепестки, и густой аромат словно кричат издалека: «Внимание: столовая!»»

О том, что увидел греческий историк Страбон во время путешествия в Египет:

«…как кормили священного крокодила: два жреца силком открывали ему пасть, а третий заталкивал туда пирог и вливал мед. Но медом не только мучили крокодилов – он служил и для изготовления косметических средств»

О культурном значении меда в наших краях:

«В обычаях и верованиях древних славян мед занимал важное место. Из него готовили алкогольный напиток, без которого не обходилось ни одно пиршество.» 

«Пчелы» Петра Сохи можно назвать образцовым примером для ответа на вопрос «за что стоит любить современный детский нон-фикшн?»

 

Найти книгу в Лабиринте и Книжной норе