Роль книжек-картинок в развитии ребенка

Мы все хотим дать своим детям самое лучшее, мы хотим чтобы они смогли добиться всего, на что способны. Но порой сложно оставить во главе угла истинные потребности ребенка и удержаться от стремления дотянуть его до внешней успешности в угоду требованиям, предъявляемым современным обществом. Одним из проявлений такого стремления ускорить развитие своего ребенка может стать желание как можно раньше обучить его чтению. Некоторые родители спешат приобрести всевозможные пособия для обучения чтению, записывают малышей в лучшие центры раннего развития, отдают в частные детские сады с авторскими методиками воспитания и в том числе стремятся к опережающему чтению, полагая, что более взрослая литература лучше соответствует опережающему развитию их ребенка.

Такое положение дел давно перестало быть новостью, и на снижение планки возрастной адресации детских книг обращают внимание не только психологи и педагоги, но и участники рынка детских книг, которые реагируют на изменившиеся предпочтения родителей выпуском все возрастающего количества развивающих пособий, а кроме того книг, прежде входивших в списки рекомендованной литературы для детей среднего школьного возраста, но теперь присутствующих в негласной обязательной программе дошкольника, и наличие большого количества иллюстраций (в идеале – ни одного разворота без иллюстрации) в таких книгах подсказывает, что действительно эта книга адресована родителям дошкольников для совместного чтения.

Но пока родители стараются дотянуть детей до уровня своих педагогических амбиций, они упускают из вида, что чрезмерная спешка здесь может больше навредить, чем помочь, и их дети просто пропустят важный этап развития ребенка – чтение небольших книжек-картинок.

Чем же хороши книжки-картинки?

1. Сказочные повести не обязательно будут мудренее книжек-картинок, а порой их лексика и грамматические обороты, используемые в тексте, можно назвать упрощенными по сравнению с языком книжек-картинок продвинутого уровня. Многие рассказы из книжек-картинок, рассчитанных на более уверенных самостоятельных читателей, используют удивительно богатый словарь, а их сюжеты могут быть неожиданно сложными и интересными.

2. Иллюстрации в книжках-картинках помогают детям лучше понимать сюжетную линию и глубже анализировать почитанное. Если ребенок запнется на непонятном предложении или слове, иллюстрации помогут ему самостоятельно разобраться и преодолеть затруднение, а это придастт ребенку больше уверенности в своих силах.

3. Дети любят искусство. Они проводят очень много времени, занимаясь самостоятельным творчеством: рисуют, раскрашивают, лепят. Возможность близко познакомиться с результатом творчества другого человека, которую им дают иллюстрированные книги, может стать очень удачным поводом прочитать книгу, и не одну.

4. Благодаря чтению вслух книжек-картинок дети, практикуются в устной, но художественной речи, а родителям можно с успехом воспользоваться этой стороной чтения, чтобы расширить словарный запас ребенка, ведь произнесенное слово гораздо проще запомнить, чем прочитанное. Тем более, что дети очень любят выразительно читать вслух стихотворные сказки и детские стихи из книжек-картинок, но, даже если их читают вслух сами родители, ребенку все равно гораздо легче запомнить новые слова на слух.

5. Цикличный сюжет встречается во многих книжках-картинках и не случайно: он дает возможность ребенку стать причастным книге. Маленькие читатели приходят в восторг, если они могут предсказать следующую реплику героя, и так, незаметно, за игрой с текстом и книгой дети развивают фонемическое восприятие, пассивно осваивают фонетический метод обучения чтению, повышают уровень понимания прочитанного и совершенствуют навыки связной речи.

6. Книжки-картинки воздействуют сразу на несколько органов чувств, это способствует активному умственному развитию и подстегивает воображение ребенка. Дети не просто слушают историю, они видят ее на иллюстрациях, они даже могут ткнуть пальцем в героев нарисованных в книжке.

7. На примере книжек-картинок можно с успехом объяснить ребенку концепцию причины и следствия. Перед тем, как прочитать книгу ребенку, попросите обращать внимание на обороты: потому что, поэтому, если, тогда, раз уж и др. Они характерны для коротких детских рассказов, где зачастую в том или ином виде обыгрывается причинно-следственная связь.

8. Книжки-картинки знакомят детей с принципами составления историй, дети начинают понимать, что у рассказа есть начало, завязка и развязка. Кроме этого они, как правило, соотносят себя с главными героями, если в книге описываются соответствующие их возрасту и развитию проблемы и конфликты.

9. Книжка-картинка открывает перед родителями и детьми особый, интерактивный способ общения. Во время чтения такой книги родители могут дополнительно обсудить с детьми сюжет, картинки, используемые слова. Такое взаимодействие взрослого и маленького читателей углубляет понимание прочитанного. Обилие иллюстраций позволяет побеседовать по каждой странице, обсудить развитие сюжета, поведение главных героев, их чувства и поступки.

10. Книжки-картинки читать весело, а это ключевой момент для подкрепления желания читать больше и с растущим интересом. Чтение не должно скатываться до уровня рутины. Если чтение станет для маленького читателя в обыденным, а еще хуже — принудительным, по мере взросления он может начать вообще отвергать этот род занятий. Дети, которые вынужденно проскочили этап плавного роста от книжек-картинок до сказочных повестей, могут выработать отношение к чтению как к взрослой работе, и не просто работе, а скучной и утомительной.

Очень жаль, что родители порой стремятся быстрее приучить детей к серьезным детским книгам, минуя стадию книжек без текста, книжек-картинок, даже комиксов. На этапе, когда у ребенка формируются навыки чтения, важно предоставить ему возможность наслаждаться чтением всего, что приносит ему радость, включая книжки-картинки и комиксы. Ребенок, который полюбит читать, будет способен усложнить себе задачу и перейти к чтению тех самых “взрослых” детских книг, только уже не по настоянию родителей, а по собственному желанию.