Там, где живут чудовища, Морис Сендак

Имя Мориса Сендака не должно нуждаться в представлении, оно почти символ детской литературы. Во всем мире. Не у нас. Хотя бы потому, что самая любимая детьми книжка-картинка «Там, где живут чудовища» впервые опубликована на русском языке только сейчас, спустя 50 лет после своего выхода. Примеров того, как мировой детский бестселлер не вызывает у наших соотечественников особо теплых чувств, достаточно, и хочется немедленно встать на сторону книги, издание которой на русском языке стало грандиозным событием.

Достаточно обратиться к сухим фактам и статистике, чтобы заподозрить, что мы имеем дело с чем-то из ряда вон выходящим. Во всем мире продано более 19 миллионов экземпляров этой книжки-картинки, и пусть 10 миллионов приходится на США, 9 миллионов на остальной мир тоже не пустяк. Сразу после своего выхода «Там, где живут чудовища» получила Медаль Калдекотта, главную награду для детских иллюстрированных книг в Америке, а спустя полвека после первой публикации дети в организованном самым уважаемым отраслевым журналом School Library Journal опросе назвали именно «Там, где живут чудовища» своей любимой иллюстрированной книгой. Еще в 1970 году Морис Сендак получил высшую награду в области детской литературы Премию Ганса Христиана Андерсена, а в 2003 году, в год учреждения в Швеции Премии имени Астрид Линдгрен именно Морис Сендак стал одним из двух первых лауреатов (он оказался в компании с Кристине Нёстлингер). У себя на родине он вообще собрал целую коллекцию премий и наград и именовался не иначе, как человек-эпоха, новатор и революционер, величайший детский иллюстратор XX столетия. И, при всем уважении к остальным работам Мориса Сендака, центральным звеном, шедевром, настоящим бриллиантом в его короне, всегда оставалась небольшая книжка с коротеньким текстом, с обескураживающе прямолинейным сюжетом, с необычными иллюстрациями «Там, где живут чудовища».

Только все эти лестные эпитеты и награды ждали Сендака в будущем, а на момент публикации его главного произведения, читательская аудитория еще была очень далека от мысли, что детская литература может быть «такой». Для 1963 года книга была революционной и шокирующей. Морис Сендак столкнулся с волной критики со стороны родителей, учителей и библиотекарей, которые считали, что такое чтение детям не нужно. Книга «ничему не учит», в ней нет ничего назидательного, образовательного, воспитательного, она антипедагогическая, наконец. Она казалась мрачной, странной и жутковатой. Да много чего напридумывали блюстители нравственности, отказывавшиеся принимать новую детскую книгу, в которой детство было показано глазами ребенка, не так, как его принято представлять с позиции взрослого, а так, как его ощущает сам ребенок. Для многих и многих такой подход оказался не новаторским, а скандальным.

Первое время библиотеки даже отказывались держать у себя такую «гадкую книжонку», а родители писали гневные письма в издательство. Но даже самым ярым противникам книги пришлось уступить, когда стало очевидно, каким ошеломительным успехом «Там, где живут чудовища» пользуется у детей. Появилась положительная критика, которая стала сопровождаться все более жирным знаком «+», пока приключения маленького Макса не вошли в пантеон детской классики.

Хотя как раз приключениями рассказ только начинается: вечер Макс встречает в костюме волка и в полном ударе, от его шурум-бурума и бурум-шурума трещат стены и разбегаются домашние любимцы, весь дом стоит на ушах, и заканчивается все предсказуемо – к себе в комнату, спать, без ужина. Дальнейшее назвать приключениями не получается, это больше похоже на экскурсию. Экскурсию во внутренний мир ребенка, разозлившегося ребенка. В этом мире комната может превратиться в дикий густой лес, из которого можно уплыть на яхте через океан так далеко, что плыть придется всю ночь, весь день, всю весну и все лето и почти целый год. Очень далеко от родительского дома заводит Макса злость, а там его встречают чудовища-страхобразы с желтыми глазищами, с острыми когтищами. Они такие… странные. Вроде бы страшные, но больше какие-то несуразные, кажется, что их собрали из кусочков разных животных, с коротенькими телами, с гипертрофированными головами. Страхобразы выглядят так, как хотел бы выглядеть Макс в своем мохнатом костюме. Они – продолжение его фантазии, его игры, они – все ожившие дикие штучки (wild things в оригинале), которыми переполнен рассерженный Макс. Они-то точно с радостью поддержат любое страхобразие, тем более под началом своего царя.

Вскоре выясняется, что любому отпущенному на волю страхобразию наступает конец. Тогда Максу вдруг становится одиноко и хочется «оказаться где-нибудь там, где его любят больше всех на свете», да и вообще чем-то вкусным-превкусным потянуло из-за океана. Обратный путь через океан, как обратный отсчет, пройден, и Макса ждет его комната и ужин на столе – все еще горячий. Этот горячий ужин — материализованная безусловная родительская любовь. Это ясный сигнал всем царям любых страхобразов – вам всегда есть, куда вернуться из-за моря, из-за океана, и ужин каким-то чудесным образом всегда будет горячим. Когда книга заканчивается словами про ужин, ловишь себя на мысли, что на самом деле она заканчивается одним из самых трогательных признаний в любви к ребенку, к ребенку, который притворяется чудовищем.

На русском языке история о злости и любви зазвучала благодаря исключительно красивому переводу Евгении Канищевой. С книжками-картинками переводчикам сложно приходится, ведь тут нужен перевод настолько прицельный, чтобы ни одно слово ни в одном предложении невозможно было заменить на другое, чтобы его можно было сразу в золоте отливать. Рассказ «Там, где живут чудовища» уж точно заслуживал именно такого перевода, и он его получил. Сюжет книги обрел свое собственное очень привлекательное лицо, чего стоят только колоритные страхобразы и озорные шурум-буром с бурум-шурумом.

В 1963 году «Там, где живут чудовища» была для многих чересчур новаторской книгой, у нас она появилась полвека спустя. Наш читатель знакомится с этой ставшей уже классической историей совершенно в другом контексте. То, что было революционным у Мориса Сендака уже проросло глубокими корнями в детскую литературу, и воспринимается как должное. С одной стороны это лишает нас ощущения новизны, с другой стороны избавляет от настороженного предубеждения, а значит мы остаемся наедине с Максом и его историей. Найдется ли у него чем нас увлечь? Однозначно – да.

 

Найти книгу в России:

Книга "Там, где живут чудовища" - купить книгу в интернет-магазине Книга «Там, где живут чудовища» — купить книгу в интернет-магазине «Букашки»

Найти книгу в Беларуси:

Книга "Там, где живут чудовища" - купить книгу в интернет-магазине BestBooks.by Книга «Там, где живут чудовища» — купить книгу в интернет-магазине BestBooks.by