Тяпкин и Лёша, Майя Ганина (худ. Ника Гольц)

Повесть «Тяпкин и Лёша» — книга-музей, в которой бережно и заботливо писательница Майя Ганина и художница Ника Гольц собрали артефакты счастливого и беззаботного, того самого босоногого детства. То есть они не специально что-то подбирали, а обрисовывали детство, каким оно им представлялось, но спустя десятилетия повесть открывается в том числе и со щемяще ностальгической стороны. Это летняя жизнь на природе, на даче, в кругу семьи, где у каждого свои занятия, характеры (и какие!), семьи, в которой все имеют смелость не подстраиваться друг под друга, даже если речь идет сразу о трех поколениях: о маленькой девочке, ее маме и дедушке. Жизнь рядом со сказкой и фантастическими, но от этого не менее живыми существами. Жизнь полосатая, где детям случается ошибаться и переживать, а взрослым, уважая право ребенка на самостоятельность и ответственность, случается быть категоричными и несгибаемыми, но все равно любящими и заботливыми в важном, а не суетном. Жизнь, которой трехлетний ребенок может наслаждаться, а не готовиться с торопливой поспешностью к своему идеальному взрослому будущему. Стоит прочесть «Тяпкина и Лёшу», чтобы, как с камертоном, свериться, насколько близок (или далек, что ж, такое тоже возможно) вам и вашему ребенку припрятанный между страниц отпечаток детства. Детства, которое было у многих нынешних родителей.

Майя Ганина, известная советская писательница, талантливо рассказывающая о человеческих судьбах, преимущественно женских, стала автором одной единственной детской сказки, чуть-чуть фантастической, чуть-чуть сентиментальной, в которой тоже есть легкий мотив женской истории, ведь все-таки рассказывается о небольшом эпизоде из жизни девочки, полном удивительных и запоминающихся на всю жизнь событий.

Ника Гольц, невероятно талантливая художница, с огромной любовью иллюстрировавшая тексты классических сказок и сказочников и возвращавшаяся к ним не единожды в разное время своей насыщенной творческой жизни, сделала исключение для современной ей сказки. И нарисовала картины для нее, которые обволакивают зрителя, мгновенно перенося его в то дачное лето, в густые луговые травы, на опушку соснового леса, на террасу деревянного дома, знакомят с обитателями этого дома и его маленькими чудесными гостями. Эти иллюстрации – большое произведение искусства, их можно долго и подробно описывать – как обворожителен непосредственный и эмоциональный Тяпкин, как обаятелен миловидный и миниатюрный Лёша, как живительна и естественна природа – а можно сказать, что красота этого шедевра Ники Гольц пленяет с первого взгляда. И повезет тому ребенку, которому удастся поискать Лёшу в луговом бурьяне или незаметно посочувствовать насупившемуся Тяпкину.

Два больших мастера в две руки создали сказку, обращенную сразу к двум мирам: ко взрослому, ведь повествование ведется от лица мамы, и к детскому, ведь протагонист здесь – маленький Тяпкин.

Итак, живет на даче мама с дочкой, при необходимости оставляя ее на попечении приезжающего дедушки. Дочке три год и два месяца, ее зовут Люба, а прозывают Тяпкин. Прозвище звучит гораздо убедительнее имени, потому что и ходит девочка чаще в байковом костюме или вообще в трусах, и волосы у нее на лето пострижены совсем коротко, под мальчика. Вот и разгуливает такой Тяпкин по даче, свой округлый пузик вперед выставляет, а если что-то не нравится складывает губки сковородником и быстро переходит к плану «Б» — отчаянно разреветься. Не нравится Тяпкину в основном то, что маме приходится работать. Мама у него – работник творческий, пишет книгу, то есть в понимании Тяпкина сидит прямо перед ним и демонстративно не обращает на него внимания. Нельзя сказать, что мама сильно переживает по этому поводу. Она увлеченно работает, и в ее краткосрочные планы обычно не входит Тяпкин, размазывающий чернила на свежеисписанном листе рукописи или ноющий «Мама, поговори со мной!» Вот и пытается мама направить энергию трехлетнего баламута в какое-то удобное ей русло: пусть придумает себе белочку и как будто поговорит с ней, понарошку.

Мама Тяпкина то ли перестаралась, то ли тот и сам оказался талантливым выдумщиком, но банальной белочкой он решил не ограничиваться. К нему пришел жить маленький лешенок, лесовичок, получивший от Тяпкин прозвище Лёша, хотя на самом деле его зовут Володя. Путаница с девочкой Любой, которая еще и баламут Тяпкин, и лешенком Лёшей, который на самом деле Володя, не сразу разложится по полочкам в голове. А потом начнется история неопытной, трогательной дружбы, дружбы, перемежающейся ссорами, обидами, неспособностью справиться с захлестывающими трехлетнего ребенка эмоциями. Благодаря знакомству с Лёшей, Тяпкин испытает много сложных для себя чувств: привязанность и обиду, любовь и  зависть, восторг и раскаяние. Он будет вести себя строго в соответствии с возрастом, его интонации, позы, слова, поступки так знакомы большим и маленьким читателям, мы обречены искренне ему сопереживать.

Эта удивительно детская и светлая история пронизана еще одним мотивом, и его невозможно не заметить – книжным. Мама Тяпкина пишет книгу и приглашает на дачу художника-иллюстратора. Тяпкин играет с книгами, рассматривает в них картинки и даже умеет читать по слогам в свои три года. Лёша с головой уходит в книжную науку, когда дедушка Тяпкина берется обучать его грамоте, он читает на залитой лунным светом террасе и живо расспрашивает о процессе создания книг, а переехать в город соглашается только при условии, что их у него там будет вдоволь. И это все так к месту, так отрадно читать о мире удивительно детской гармонии, в котором далеко не последнее место занимают именно книги.

Рассказывается история от маминого лица, и читатель видит Тяпкина ее глазами, а они, как бы это сказать, порой чересчур объективные и временами совсем не современные. Мама сходу называет дочку «бездарным человеком», отпускает критические и порой даже ехидные замечания в ее адрес, готова отшлепать ребенка за провинность или даже отвесить ему подзатыльник, с сожалением думает при этом о том, какая она плохая мать, и снова погружается в работу. И хотя во всем этом есть толстый-толстый слой иронии и некоторого литературного переигрывания, несложно представить, с каким ужасом прочтут об этих воспитательных методах чувствительные современные родители. И совершенно зря. По той простой причине, что мы имеем дело с художественным произведением. Ну нет смысла доказывать родительскую несостоятельность литературного персонажа. Хороши те сказки, где дети дистанцируются от взрослого мира и ведут себя как независимые герои. А здесь взрослого мира очень много, и он тоже интересен и многолик, потому и появилась необходимость как-то разграничить их, а обида на маму – драматически хорошая отправная точка. Такие конфликтные моменты слишком удачно вырисовывают характер Тяпкина, да и мамы, и слишком выгодно двигают сюжет, чтоб сожалеть о них. Самое время вспомнить, что перед нами сказка, отбросить наносное ханжество и не дать глубоко укоренившемуся предрассудку о том, что книга может научить плохому, лишить детей удовольствия от общения с Тяпкиным и Лёшей.

 

Найти книгу в России:

Купить книгу Тяпкин и Леша

Найти книгу в Беларуси:

Купить книгу Тяпкин и Леша