Вакса-Клякса, Самуил Маршак (худ. Аминадав Каневский)

Самуил Яковлевич Маршак, как «главный по детлиту» заслужил, чтобы с его литературным наследием обращались крайне бережно. Его книги выходили огромными тиражами, иллюстрации к ним выполняли, пожалуй, все талантливейшие советские иллюстраторы, художников Маршака насчитывается уверенно под две сотни. Сегодняшние дети, к огромному сожалению, получают крохи из того богатейшего наследия, которое оставили выдающиеся художники, работавшие с Маршаком. Но движение есть. Лебедев, Конашевич, Васнецов, Каневский, Коровин – книги появляются, качество очень сильно варьирует, но хочется верить, что «под давлением общественности» главное издательство-правообладатель будет все больше и больше радеть за качество своих книг.

 

Есть и книги, которые не вызывают никаких нареканий по качеству, даже наоборот – они очень радуют. Обе выпущены издательством «Мелик-Пашаев»: «Кошкин дом» с иллюстрациями Юрия Васнецова и «Вакса-Клякса» с иллюстрациями Аминадава Каневского. «Кошкин дом» знаком абсолютно всем, эта сказка-пьеса идеальна, непревзойденная классика. В отличие от нее «Вакса-Клякса» была мало знакома читателям, по сравнению с остальным наследием Маршака. Ее дважды издавали в 60-ые годы и на этом все, ни имя автора, ни имя иллюстратора не помогали книге пробиться к печатному станку, пока ее не возродили в издательстве «Мелик-Пашаев».

 

Череда новых-старых книг этого издательства – это, на мой взгляд, попытка подружить прошлое с настоящим. Эстетика стопочки тонких детских книжек сохраняется, все подчеркнуто для детей, но качество исполнения уже на новом технологическом уровне. Тоненькие книжки на скрепке, напечатанные на шершавой бумаге, в умелых руках превращаются в тонкую, но уже крепкую и потяжелевшую, книгу, на плотной матовой мелованной бумаге, в мягкой (но достаточно жесткой), глянцевой обложке. Такую книгу в мягкой обложке за год довольно частого чтения двое детей дошкольного и чуть старше, чем младенческого возраста так и не смогли повредить.

 

«Вакса-Клякса» образца 2012 года воссоздает первое издание, выпущенное в 1960 году, в 1969 был другой формат, обложка и верстка. Работа над иллюстрациями не сильно сказалась на результате, местами встречаются заливки контура рисунка ровным цветом, но это едва-едва сказывается на общем удовольствии от замечательных рисунков Каневского.

 

Аминадав Каневский был ярким художником, карикатуристом, книжным графиком. Призвание преследовало его с детства, когда он постоянно делал зарисовки в своих блокнотах, с которыми не расставался ни на минуту, и настигло в армии, где его многочисленные блокноты не остались незамеченными, и он был направлен на учебу в Москву во Вхутемас (Высшие художественно-технические мастерские). Это как надо было поразить военное командование, чтобы призывника отправили заниматься искусством! Впрочем, в дальнейшем Каневский поразил своими иллюстрациями и карикатурами миллионы читателей «Крокодила», детей и их родителей, поклонников Чехова, Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Чуковского, Михалкова и Маршака. Именно он придумал образ Мурзилки, знакомый каждому советскому школьнику. Самуил Яковлевич писал о Каневском так:

 

Сквозь сатирическую призму

Врага ты видел и не раз.

Звероподобному фашизму

Попал стрелой не в лоб, а в глаз.

Не перечесть твоих успехов.

Твои рисунки увидав,

Тебе, мой друг, сказал бы Чехов:

«Благодарю, Аминадав!»

Ты украшал на радость детям

Страницы прозы и стихов

И превосходно— мы отметим —

Изображал ты петухов!

Я с бесконечною любовью

Тебе желаю всяких благ

И долголетья, и здоровья!

Твой современник С. Маршак

 

Каневскому были подвластны все оттенки смешного, от лирической улыбки до резкой сатиры. Большинство его рисунков исполнено контурным штрихом, который при первом взгляде кажется несколько грубоватым, неуверенно напряженным, но на самом деле очень послушен художнику и дает выразительную характеристику каждого образа, каждого предмета. В детских книгах он находил правильную интонацию, его образы харАктерные, меткие, легко воспринимаются детьми, тонкая ирония не ускользает от детского внимания.

 

Свободные и точные иллюстрации к «Ваксе-Кляксе» великолепно подходят легкому и лаконичному стиху Маршака. Это история про активную, слегка взбалмошную, но незаносчивую и кроткую таксу, которая благодаря своему дружелюбному нраву, а также наследственным способностям к уничтожению мелких грызунов, стала главным любимцем в семье, а потом еще и медалисткой на выставке собак. Яркая, сдобренная легкой иронией история. Люди описываются достаточно схематично, а вот звери – как живые, их повадки правдивы и хорошо знакомы, все на своих местах, хотя кого-то может смутить наличие стаи крыс, разгуливающей ночью по дому.

Вакса-Клякса - в OZON.ru Вакса-Клякса — в OZON.ru