Зачем моему ребенку громкие чтения

Среди многообразия детских развлекательных и развивающих мероприятий все чаще начали появляться литературные мероприятия, а еще стала встречаться совсем необычная фраза «громкие чтения». На первый взгляд странно. Ведь можно и дома с комфортом почитать не менее громко, да можно вообще накричаться вволю, если соседи не возражают. Но тут почему-то предлагаются групповые занятия. Зачем?

И почему занятия? Разве это не детская интерактивная развлекательная программа? Оказывается, нет. Не театрализованное представление? Тоже мимо. Не развивающий урок? Не совсем. Громкие чтения – это проверенный способ приобщения к книжной культуре. Книги, конечно, можно и нужно читать не только в составе какой-то группы, этим можно отлично заниматься и наедине с собой, как и слушать музыку у себя дома или смотреть фильмы, но при этом сходить на живой концерт или посетить хороший кинотеатр мело- и киноманам будет совсем не лишним.

То же самое с чтением. Читать очень интересно дома, а потом здорово сходить в театр на спектакль по понравившейся сказке, посетить выставку иллюстраций из любимых книг, сходить на организованную встречу с настоящим писателем, а теперь еще и посетить громкие чтения, где можно послушать и порассматривать новые интересные и необычные книги. В центре так или иначе находится книга и личный опыт ее прочтения. И это вполне оправданно. Чем больше времени родители выделяют на общение ребенка с книгами, чем в более насыщенной книжной среде он находится, тем легче у него формируются свои собственные читательские навыки и предпочтения.

ЧЕГО СТОИТ ОЖИДАТЬ ОТ ГРОМКИХ ЧТЕНИЙ

Громкие чтения в большинстве случаев представляют собой чтение вслух группе слушателей. Их проводят с детьми, чтобы заинтересовать книгами и чтением. Полувековой опыт проведения громких чтений в разных странах мира хорошо доказал их эффективность.

Чем младше слушатели, тем больше отвлекающих и игровых маневров совершает читающий взрослый. Дети среднего дошкольного и тем более младшего дошкольного возраста обладают сравнительно небольшой способностью воспринимать текст на слух, которая в малознакомой обстановке еще и ухудшается. Поэтому чтение разбавляется занимательными вставками, активизирующими внимание детей или позволяющими им сбросить накопившееся напряжение.

Чтение может сопровождаться подвижными играми, музыкальными паузами, песенками, творческими заданиями, пальчиковыми или ролевыми играми, обсуждением, инсценировками. Выбор дополнительных видов деятельности зависит от возраста детей, их готовности слушать, тематических особенностей мероприятия.

Громкие чтения проводят люди, профессионально связанные с детской литературой. Это могут быть библиотекари, учителя, авторы, издатели, популяризаторы детского чтения, т.е. люди владеющие знаниями в области литературоведения, детской психологии, педагогики, иногда даже актерского мастерства и просто мастерства на все руки.

ЧЕМ ПОЛЕЗНЫ ГРОМКИЕ ЧТЕНИЯ

Центральное место в громких чтениях отводится прежде всего книгам. А чтение крепко-накрепко связано с общим развитием детей, ведь оно существенно влияет на развитие речи, воображения, усидчивости, любознательности, мотивации, аналитических способностей, памяти.

Дети практикуются в слушании. Причем речь идет о коллективном прослушивании, т.е. еще более сложном и требующим повышенной концентрации. Эти навыки очень пригодятся в дальнейшем обучении в школе и любом дополнительном занятии.

Формируется положительный образ чтения. Ребенок видит уважительное отношение взрослых к бумажной книге, внимание к тому, что с ней происходит. Чувствует общность интересов собравшихся в одном месте с одной общей целью — почитать. Значит чтение обязательно должно быть чем-то волшебным.

Во время занятия дети знакомятся с выдающимися книгами, которые тщательно подбираются специалистами. Предпочтение отдается книгам, важным для описания каких-то детских чувств или проблем, исключительным по своим художественным качествам, одобренными психологами и исследователями вопросов детского чтения.

Ребенок видит вокруг других детей и считывает их реакции на происходящее. Ребенок наблюдает читательский опыт, отличный от собственного, воспринимает разные модели эмоциональных реакций. Он тренируется распознавать чувства других в отношении одного для всех текста, сравнивать их с собственными впечатлениями и анализировать различия.

Дети учатся делиться собственным опытом, обсуждать прочитанное, формулировать и высказывать личное мнение. Дети старшего дошкольного возраста и младшие школьники с удовольствием подключаются к обсуждению текста, соотносят сюжет с собственным опытом, переносят книжные ситуации на гипотетические жизненные и таким образом практикуются в выведении абстрактных умозаключений. Это интеллектуальные усилия высокого порядка, имеющие колоссальное значения для умственного развития детей.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ

В первую очередь надо помнить, что за простым с виду процессом, когда ребенок сидит и слушает книжку, скрывается сложная, комплексная работа внутри него. Он слушает новый для себя текст, видит новые картинки, слышит голос и интонации не похожие на мамины или папины, находится в окружении других детей, старается не отвлекаться, наблюдает за окружающими, выполняет указания ведущего, соблюдает определенный правила. Это действительно трудная задача. Она вполне достижима, особенно при поддержке родителей.

Будьте рядом, так ребенку будет легче освоиться.

Делитесь своим энтузиазмом, покажите пример увлеченного отношения к книге.

Эмоционально реагируйте на живое чтение, ребенку будет легче делиться своими собственными эмоциями с вами, чем с незнакомыми людьми.

Поддержите ребенка в стремлении участвовать в активной работе группы.

Громкие чтения работают безотказно. Время, проведенное ребенком рядом с читающими ровесниками, не пропадает зря. Оно подключает интерес и стремление разобраться, что же они все в этом нашли, может и мне подойдет? Пытливый детский ум не даст себя в обиду и важные слова «Мама, почитай» будут раздаваться все чаще. Культура чтения растет и развивается в домашних условиях, но она успешно подпитывается и укрепляется профессиональной поддержкой в компании заинтересованных единомышленников.